Новости региона / Аналитическая справка о результатах антикоррупционного мониторинга на территории области по итогам 2011 года

В соответствии с Законом Владимирской области от 10 ноября 2008 года № 181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» и постановлением Губернатора от 25 мая 2009 года № 420 «О порядке проведения антикоррупционного мониторинга во Владимирской области» департаментом административных органов и общественной безопасности подведены итоги антикоррупционного мониторинга по итогам 2011 года. При его проведении использованы данные, предоставленные прокуратурой Владимирской области, Следственным управлением Следственного комитета России по Владимирской области, Управления Министерства внутренних дел по Владимирской области, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области, органами и структурными подразделениями администрации области, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Основным количественным показателем, характеризующим уровень коррупции, традиционно остается число зарегистрированных коррупционных преступлений, которое в 2011 году уменьшилось на 28,3% по сравнению с показателями 2010 года (Приложение № 1). В то же время каждое третье квалифицированное преступление экономической направленности в области связано с коррупцией.
Общая сумма материального ущерба по преступлениям коррупционной специализации в текущем году составила 1,6 млн. рублей. Пресечено 883 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (АППГ - 574; +33,8%) и выявлено 64 (АППГ - 65; -3,6%) лица, привлечённого впоследствии к уголовной ответственности за их совершение.
Число зарегистрированных фактов взяточничества сократилось и составило 132 эпизода (-20,0%). По 87 расследованным преступлениям такого рода уголовные дела направлены в суды (-22,3%). К уголовной ответственности за взяточничество привлечено 55 человек (-14,1%). В сфере образования, например, вскрыто 160 должностных преступлений (Приложение № 2), из них 14 - связанных со взяточничеством. Выявлено 76 (+33,3%) преступлений, направленных против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Вместе с тем основную долю правонарушений против государственной власти и органов местного самоуправления по-прежнему составляют малозначительные события. Только 3 факта, или 4,1% от общего числа получения взяток (2010 г. - 3) квалифицированы как совершённые в крупном размере.
В правоохранительные органы поступило 220 (АППГ - 198) сообщений о коррупционных факторах среди государственных и муниципальных служащих; 267 (231) - о случаях нарушений работниками государственных и муниципальных учреждений и организаций; 5 (2) уведомлений о фактах склонения к совершению коррупционных действий. В администрацию области поступило 130 обращений о преступлениях коррупционной окраски, 28 из них - о злоупотреблении властью государственными служащими администраций.
Зарегистрировано 39 (41) сообщений о фактах захвата имущества, денежных средств предприятий (рейдерства), нарушений имущественных и неимущественных прав, из них 20 (40) материалов направлено в суды, возбуждено 7 (2) уголовных дел.
Отмечены случаи злоупотребления служебным положением в правоохранительных и надзорных органах: 109 (121) нарушений учетно-регистрационной дисциплины, связанных с укрытием преступлений от учета в органах полиции, 1 (1) необоснованное применение к гражданам физической силы и спецсредств. В деятельности налоговых органов выявлено 1 (0) коррупционное преступление, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - 0 (1), учреждений уголовно-исполнительной системы - 15 фактов вступления во внеслужебные отношения с осужденными и подследственными, возбуждено 12 уголовных дел.
За 2011 год в области проведено 8830 открытых аукционов государственных и муниципальных закупок, в том числе в электронной форме - 8153 (92,3%). В связи с этим экономия бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования составила 477 млн. руб. (9,8%) от суммы, заявленной на торги и запросов котировок (запроса цен у нескольких поставщиков), муниципальных бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования - 650 млн руб. (11,7%). При проведении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено 3 коррупционных преступления, в том числе 1 - в сфере землепользования.
В целях своевременного пресечения коррупционных проявлений, в том числе, в государственных организациях и учреждениях, совершенствования системы устранения причин и условий, способствующих правонарушениям коррупционной специализации, в области действуют 45 областных нормативных правовых актов, из них 8 законов, 12 Указов и 25 постановлений Губернатора. Разработаны и приняты соответствующие муниципальные нормы, утверждающие планы (программы) по противодействию коррупции, в которых учтены мероприятия, связанные с деятельностью подведомственных муниципальных учреждений. Утвержден порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений.
23.12.2011 г. принят Указ Губернатора «О программе Владимирской области «Противодействие коррупции во Владимирской области на 2012-2014 годы». Основные мероприятия Программы направлены на создание в регионе эффективных условий для недопущения коррупции, совершенствование нормативной правовой базы, разработку механизмов предотвращения, выявления и устранения коррупционных отношений. Этим, по сути, формируется антикоррупционная политика Владимирской области.
Немало сделано в организационном плане: созданы межведомственные рабочие группы, комиссии по урегулированию конфликтов интересов, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, реализуются ведомственные акты в контексте Национального плана противодействия коррупции.
Дальнейшее развитие получили нормы, направленные на формирование действенного механизма контроля за доходами чиновников и членов их семей. Указом Губернатора утвержден перечень должностей государственной гражданской службы области, при назначении на которые и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения о членах своих семей.
В истекшем году активно использовались совместные обсуждения сложных материалов проверок по сообщениям о коррупционных преступлениях на межведомственных совещаниях и заседаниях рабочих групп субъектов антикоррупционной деятельности. По некоторым трудным и объемным делам в правоохранительных органах создавались специализированные следственно-оперативные группы, в том числе межведомственные.
Принимаемые в области меры способствовали выявлению ряда преступлений имеющих повышенную степень общественной опасности, совершенных должностными лицами органов власти и управления.
21.02.2011 года возбуждено уголовное дело в отношении главы муниципального образования Камешковский район Сомова В.В. за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом). Установлено, что 4 февраля он получил от предпринимателя вознаграждение в сумме 45 тыс. рублей за быстрое оформление документов о купле-продаже земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в Камешковском районе. 21.02.2011 года Сомов был задержан с поличным за получение 120 тыс. рублей за содействие в последующем изменении вида использования земель, что не входило в круг его должностных полномочий. 07.06.2011 судом Сомову вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в виде штрафа в размере 350 тыс. рублей, то есть применено новое уголовное законодательство, отдающее приоритет в наказании за экономические преступления крупным штрафным санкциям.
29.12.2010 года Следственным управлением Следственного комитета РФ по Владимирской области возбуждено уголовное дело в отношении Дьяковой М.С., являющейся депутатом МО Ильинское сельское поселение Меленковского района по факту совершения преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения - 6 эпизодов). 30.06.2011 дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено для рассмотрения в суд. Приговором суда Дьякова признана виновной в совершении инкриминируемых преступлений, ей назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года и штрафа в размере 5 000 рублей.
По результатам расследования уголовного дела в отношении председателя комитета по культуре администрации Меленковского района Федотова Я.Б. по факту получения взятки от индивидуального предпринимателя в размере 50 000 рублей, приговором суда он был признан виновным в совершении инкриминируемого преступления и получил наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год и с лишением права занимать руководящие должности сроком на 2 года.
Подавляющее большинство коррупционных преступлений в 2011 году выявлялось на ранней стадии, и ущерб возмещался максимально. Сводный размер ущерба по обвинительным заключениям, причиненный такими преступлениями, оценивается за год в 7701 тыс. рублей, возмещенный - 6602 тыс. руб. (Приложение № 3).
В целом в 2011 году в судах области рассмотрено 120 (в отношении 137 лиц) уголовных дел о преступлениях коррупционной специализации, по 107 в отношении 122 лиц вынесены обвинительные приговоры. Прокурором области возвращено 3 уголовных дела для производства дополнительного расследования, основаниями к этому послужили недостаточно конкретизированные, по его мнению, время и место совершения преступлений, а также иные недостатки при изложении обстоятельств произошедшего в постановлениях о привлечении лиц в качестве обвиняемых. Следователи, в чьем производстве находились эти уголовные дела, привлечены к дисциплинарной ответственности. Дана соответствующая оценка сотрудникам органов внутренних дел, сопровождавших расследование.
По представлениям прокуратуры, кроме сотрудников ОВД наказаны в дисциплинарном порядке 6 представителей УФСИН, 4 сотрудника органов местного самоуправления, по одному - в государственном образовательном учреждении и муниципальном учреждении здравоохранения. Начальник Владимирского акцизного таможенного поста УСБ ФТС России освобожден от занимаемой должности.
В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы в области проводилась и приобрела широкомасштабный характер антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
В порядке надзора прокуратурой изучено 2740 областных и муниципальных нормативных правовых актов (+34%), в пятистах из них выявлены коррупциогенные факторы. Принесено 487 протестов, внесено 610 представлений, 368 человек привлечены к административной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.2009 № 172-ФЗ, органы, организации и их должностные лица самостоятельно проводили антикоррупционную экспертизу принятых ими документов в ходе работы над проектами и специально изучали их содержание в процессе мониторинга применения.
По поручению Губернатора аналогичная работа проводится государственно-правовым комитетом администрации области. В 2011 году на экспертизу поступило 2270 проектов указов, постановлений и распоряжений Губернатора, 161 закон, принятый Законодательным Собранием, 173 законопроекта. По результатам экспертизы, в проектах нормативных правовых актов выявлено 50 коррупциогенных факторов, в законопроектах - 60; в дальнейшем все они были устранены разработчиками. В муниципальных образованиях области приняты правовые акты по проведению аналогичной антикоррупционной экспертизы, в соответствии с которыми все проекты нормативных документов муниципального уровня направляются для проверки в межрайонные прокуратуры, после чего устраняются недостатки.
В области принимаются меры к обеспечению прозрачности и открытости в работе органов власти управления. Продолжается работа по созданию электронного правительства, реализуется разработка и принятие различного вида сервисов, которые позволяют гражданам и предпринимателям получать подробную информацию о деятельности различных институтов государства и предоставляемых услугах. На региональном портале размещено описание 562 услуг, из них 109 - региональных и 453 - муниципальных. По этому показателю область находится в первой десятке среди регионов ЦФО.
В областной администрации обеспечена оптимальная система реагирования на письма и обращения граждан, которые по поручению Губернатора рассматриваются уполномоченными должностными лицами.
В соответствии с постановлением Губернатора от 01.06.2010 № 643, рассмотрение обращений осуществляется посредством информационной системы «Интернет-приемная», которая является официальным информационным ресурсом администрации области и представляет собой инструмент передачи материалов через официальный Интернет-портал. Их анализ свидетельствует, что сегодня очень многие говорят и пишут о коррупции, однако далеко не все обращаются в правоохранительные и надзорные органы с соответствующими заявлениями. Между тем такая пассивность является серьезным препятствием в противодействии разнообразному коррупционному поведению, поскольку административные и тем более уголовные дела не могут быть возбуждены при отсутствии конкретных свидетельств противоправных действий. Свои сообщения жители Владимирской области могут оставить по дежурным телефонам прокуратуры, Следственного комитета, УМВД, УФСИН области; на официальных сайтах силовых структур размещены вкладки «Сообщи о коррупции».
В 2011 году на основе мониторинга подобных обращений граждан в России проведено исследование так называемой «бытовой коррупции», с которой граждане наиболее часто сталкиваются в повседневной жизни и которая затрагивает различные сферы - образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д. (Приложения № 4-5).
Например, оборот коррупционных денежных средств в системе образования оценивается в объеме 5,5 млрд. долларов США. Только на этапе поступления в высшие учебные заведения масштабы коррупции составляют от 520 млн. до 1,5 млрд. долларов. В таких же объемах граждане тратят деньги на коррупционные платежи за каждый учебный год в вузах.
Похожая статистика характерна для жилищно-коммунального сектора. Здесь нет крупных уголовных дел, связанных с необоснованно высокими тарифами и хищениями средств, выделенных на реформу, но у компаний накопились огромные долги перед поставщиками энергоресурсов. Население и другие потребители в основной массе своевременно оплачивают эти услуги, а компании не платят деньги поставщикам.
По мере усиления своего влияния коррупция принимает самые разнообразные формы блокирования законодательства и легального сектора экономики. В 2011 году в области зарегистрировано 2420 экономических преступлений (в основном - это взятки, мошенничество, присвоение или растрата средств), что на 22,4% меньше, чем в 2010 году. Однако регион продолжает нести большие потери (возмещенный ущерб от преступлений в 3,7 раза меньше, чем в 2010 году, - всего 77,4 млн. руб. против 287 млн.).
Опасность повседневной коррупции заключается в том, что она становится нормой жизни, привычным и даже неизбежным явлением в России.
По общим оценкам, коррупция проявляется в большей мере там, где есть власть, то есть право принимать решения и распоряжаться ресурсами. Это и бюджетные средства, и государственные заказы и льготы либо, наоборот, - штрафы, запреты, те или иные наказания. К властным ресурсам относятся право разрешения или запрета, право принять решение или уклониться от него. Волна коррупции возрастает, как правило, тогда, когда и государственные чиновники, и частные субъекты хозяйственной деятельности имеют возможность получать доходы без особого риска, потому что традиционные формы контроля серьезно ослабели. Этому способствуют также нечетко сформулированные правила и законы, чрезмерное регулирование и повсеместный контроль, сказывается неразвитость в России институтов гражданского общества - политических партий, общественных организаций, представляющих различные интересы. Обладание административной властью представляет широкие возможности для злоупотребления ею, незаконного приобретения различных социальных благ и разного рода привилегий, коррупции и т.д. Это вытекает из самой сущности административной власти, которая имеет огромное влияние почти во всех областях общественной жизни, зачастую сращивается с экономической властью, обладает информацией по самым животрепещущим проблемам, которые стоят перед обществом, и имеет большой арсенал принудительных средств.
Изучение сложившейся ситуации позволило выявить основные причины коррупционных проявлений, характерных для современной жизни:
1. Различие уровня заработной платы в государственном и частном секторе, что ведет к злоупотреблению официальными полномочиями.
2. Определенная сеть теневой экономики, поскольку именно теневые капиталы составляют основной источник финансирования коррупционеров.
3. Устойчивая толерантность населения к коррупционным проявлениям, отсутствие у людей нетерпимого отношения к этому.
4. Монополия бюрократии на чрезмерно большой объем функциональных возможностей. Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для чиновников высокого уровня, являются государственные расходы.
5. Политическая нестабильность, которая ведет к гражданской неуверенности в завтрашнем дне и провоцирует коррупционные намерения.
6. Незнание и непонимание предпринимателями и населением области законов, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты. Необходимо прививать гражданам привычку изучать соответствующие законы, возможен и вариант бесплатных юридических консультаций.
7. Кадровая, техническая и оперативно-тактическая неподготовленность правоохранительных органов к активному противодействию коррупционным преступлениям.
8. Отсутствие до недавнего времени адекватной уголовной и административной ответственности, широкой практики наказания коррупционеров. Как показывает опыт, угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников, в ряде случаев экономические меры в виде штрафов или дисциплинарные отрешения от должности могут быть более продуктивными и динамичными.
4 мая 2011 года Президентом РФ подписан закон, предусматривающий введение кратных штрафов за взятку и за коммерческий подкуп в значительных размерах: они варьируются от 25 тысяч рублей до 500 миллионов рублей. По результатам рейтинга Владимирская область оказалась чуть ли не в самом конце списка среди регионов с минимальным уровнем взяточничества. Средний размер бытовой взятки в регионе составляет 8 тыс. рублей (в среднем по России - 37 тыс. рублей). В целях дифференциации ответственности в современном УК РФ закреплено четыре вида взятки в зависимости от их размера: простая взятка, в значительном размере, в крупном размере, в особо крупном размере, и соответствующей кратностью штрафа. Это абсолютно новая и достаточно интересная для России мера наказания, которая позволит применять к осужденному наказание без лишения свободы, но в то же время, создаст достаточно серьезные условия для того, чтобы взяточник понимал, что наказание будет направлено не только на него лично, но и на его имущество, а соответственно на интересы близких. Представляется, что для многих людей это может оказаться более значимым, чем угроза лишения свободы.
9. Ненадлежащий ведомственный контроль за работой чиновников разного уровня, в том числе за выдачей гражданам различных документов (справок, разрешений и т.д.), ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, слабая профилактическая работа органов внутренних дел и местного самоуправления.
Вместе с тем за прошедший год после детального обсуждения дополнительных мер по противодействию коррупции во Владимирской области (на заседаниях Координационного совета по противодействию коррупции, на межведомственных совещаниях и комиссиях), сделаны реальные шаги по оздоровлению обстановки в этом, выполнению стратегических задач Президента РФ, изложенных в Национальном плане противодействия коррупции.
В целом, по оценкам специалистов, эта работа идет неплохо тогда, когда действия органов власти, управления и правоохранительных структур хорошо согласованы.
Результаты мониторинга подтвердили, что в области обеспечивается комплексное решение этих проблем, смысл которых заключен в нескольких принципиальных вещах:
1. Экспертизе нормативных правовых актов, их проектов, административных регламентов по оказанию государственных услуг и осуществлению государственных функций на предмет коррупциогенности.
2. Организации и осуществлении контроля за исполнением государственными гражданскими служащими области ограничений, установленных законодательством о государственной гражданской службе, и предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
3. Обеспечении права граждан на доступ к информации о деятельности администрации области и ее органов, государственных учреждений, когда развивается взаимодействие со средствами массовой информации для объективного освещения своей деятельности.
4. Разработке и использовании в средствах массовой информации индексов уровня коррумпированности в различных сферах жизни, позволяющих сравнивать показатели, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей с другими регионами.
5. Совершенствовании организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции, их взаимодействии.
6. Совершенствовании порядка прохождения государственной и муниципальной службы.
7. Устранении необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности.
8. Усилении контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц области.
9. Оптимизации и конкретизации полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
10. Информировании общества о ходе реализации антикоррупционной программы (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.д.).
11. Особое внимание уделено воспитанию правового, гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе навыков антикоррупционного поведения. Особая роль в этом принадлежит средствам массовой информации, а их задача - не только информировать общественность о конкретных случаях коррупции, но пропагандировать антикоррупционную программу, сообщать о ее успехах, формировать положительное представление о гражданской морали.
В таких условиях, с учетом нового антикоррупционного законодательства, работа по противодействию коррупции будет последовательно совершенствоваться, хотя антикоррупционные задачи не являются для области одномоментными и будут решаться системно и последовательно.


Категория: Коррупция;   Добавил: admin,  27 февраля, понедельник, 2012 г.   Источник: www.vedom.ru/news/view/26262/...    Метки: коррупция





Карты городов


Карта г. Петушки Карта г. Петушки.

Карта г. Костерёво Карта г. Костерёво.

Карта г. Покров Карта г. Покров.